Новости

Конституционный Суд высказался о законности прекращения регистрации юридического лица при наличии судебных споров с его участием

Конституционный Суд высказался о законности прекращения регистрации юридического лица при наличии судебных споров с его участием. Своим определением от 26 ноября 2018 года № 2983-О он отказал заявителю в рассмотрении его жалобы на нарушение его конституционных прав статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Заявитель указывал, что несмотря на то, что в течение более, чем 12 месяцев юридическое лицо не сдавало установленную отчетность, налоговый орган не вправе был прекращать его регистрацию постольку, поскольку в тот же период имели место споры, рассматриваемые судами с участием этой организации, таким образом, деятельность фактически велась. Также указывал на неопределенность процедуры исключения недействующего юридического лица из реестра и несоответствии её закону.


Конституционный Суд Российской Федерации не усмотрел несоответствия Конституции РФ оспариваемых положений закона и отказал в рассмотрении жалобы, указав на следующее.


Положения статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П; определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1346-О, от 26 апреля 2016 года N 807-О, от 27 марта 2018 года N 685-О и др.).


Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование решения регистрирующего органа о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, обязательное размещение регистрирующим органом указанного решения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, разумный срок для направления возражений в регистрирующий орган и запрет на внесение записи об исключении юридического лица при наличии обоснованных возражений.


Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из данного реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Приведенное регулирование, рассматриваемое во взаимосвязи с положениями главы 24 АПК Российской Федерации, направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, в том числе путем признания недействительным исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.


По сути КС РФ указал, что право указывать на обстоятельства фактического ведения организацией деятельности и доказывать эти обстоятельства предусмотрены в действующей системе правового регулирования как на стадии досудебной (путем обращения в налоговый орган), так и в суде при оспаривании незаконных действий должностных лиц. При этом проверка таких обстоятельств находится в компетенции налогового органа и суда по метсу рассмотрения споров, вытекающих из решений налоговых органов.

Нет комментариев

Добавить комментарий