26 декабря 2018 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей.
Данный Обзор не содержит каких-либо революционных подходов к рассмотрению судами вопросов, возникающих из администрирования арбитража (третейского спора) и оспаривания их решений. Скорее позиции, изложенные в документе направлены на тонкую настройку подходов в связи с новым регулированием третейских разбирательств, которому уже более двух лет (включая переходный период).
В Обзоре затронуты темы действительности третейских оговорок тогда, когда они вошли в договор при прежнем регулировании, а спор был передан на рассмотрение после введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», действительности третейской оговорки для стороны спора, которая заменила собой в договоре аренды другое лицо в том случае, если до начала рассмотрения дела не заявило о недействительности третейской оговорки и другие темы.
Более занчимые позиции обозначены по следующим вопросам:
- третейская оговорка, будучи частью основного договора, может быть оспорена независимо от основного договора;
- третейская оговорка может быть принята сторонами как в виде составной части основного договора, так и путем заключения отдельного соглашения, а также путем указания (присоединения) к рекомендуемой третейской оговорке постоянно действующего учреждения;
- указание в третейской оговорке на запрет одной из сторон на обращение в суд общей юрисдикции (арбитражный суд) ничтожно;
- наличие третейской оговорки с указанием третейского суда, прекратившего свою деятельность, не является основанием для отказа в рассмотрении такого спора судом общей юрисдикции (арбитражным судом);
- в очередной раз обращается внимание на то, что на рассмотрение третейского суда не могут передаваться споры, вытекающие из публичных правоотношений, а также споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества и о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нашли свое отражение в Обзоре и другие вопросы. Ознакомиться с текстом документа можно на сайте Верховного Суда Российской Федерации.
Нет комментариев
Добавить комментарий