Статьи

О независимости судей (на правах рассуждения)

В настоящее время очень много внимания как в профессиональной среде, так и широкой общественности, приковано к качеству отправляемого в нашей стране правосудия. Многие сетуют на чрезмерно высокий процент обвинительных приговоров, кто-то обращает внимание на поверхностное отношение к процессуальным вопросам. Граждане жалуются на нежелание судей вникать в существо спора. Профессиональные юристы надеются на ограничение доступа в суды представителей без образования. Нам представляется, что одной из самых ключевых проблем является проблема истинной, а не декларируемой независимости судей в России. Обращает на себя внимание тот факт, что давно не для кого не секрет - судья не самый свободный человек, и уж точно не человек вне профессии. Врядли так просто удастся найти, например, на просторах Интернет аккаунт судьи в социальной сети или блог. Нечасто судьи комментируют острые вопросы в СМИ, не встретишь и родственников судей в подобных ситуациях. Это, конечно, не самое главное - и тут мы не станем спорить. С тем лишь примечанием, что такое поведение судей вызвано не самоограничением и общественным контролем (с первым у российских судей так же, как и у всех других наших соотечественников, а второй практически отсутствует или носит фрагментарный характер). Такое положение вещей вызвано, прежде всего тем, что судьи, как и любые граждане, не хотят или боятся потерять свое место, то есть опасаются "начальства", которого, как раз вроде как и быть не должно. И вот здесь мы упираемся в вопрос самостоятельности судей. Об этом мы сейчас не станем рассуждать подробно, на эту тему сказано много и лучше, чем сказать можем мы. Например, на эту тему очень много полезного и интересного говорит и пишет Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова. С одним из таких интервью вы можете ознакомиться здесь.


Мы же хотим коснуться, на наш взгляд, достаточно грустной в контексте нашего рассуждения новости, которая прошла как-то незамеченной. 30 октября 2018 года Президент РФ подписал Указ N 621 "О внесении изменения в перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309". Такой, казалось бы, непримечательный документ с длинным и плохо запоминаемым названием, который, однако, позволяет сделать ограмный шаг в сторону усиления зависимости судей от председателей судов. Почему? Всё очень просто. Этим Указом вностится одно лишь изменение в перечень лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции - этот перечень пополнили председатели федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.


Будем лишь надеяться, что этот шаг действительно оправдан (коррупция в этих рядах столь высока, что центр контроля смещается) и что Президенту, безусловно, виднее.


С уважением к нашим читателям и правосудию.